Интернет портал «Самара-Городок»

Сегодня 21 ноября 2017 года

Главная О Проекте История Культура Природа

 

Очерки о Самаре

Самара: историческая справка
-Краткая историческая справка о жизни Самары с момента ее образования до наших дней…
Именины Самарской губернии
-Статья посвящена созданию Самарской губернии, освещает основные события происходившие в то время…

Самара: взгляд сквозь века

Самарские Губернаторы
-Список Губернаторов правивших городом в дореволюционной России…

Древности самарского края

Информация о тех, кто был здесь до нас...

Самара: взгляд сквозь века

В XIII-XIV вв. Поволжье находилось под властью Золотой Орды. В 1353 и 1359 гг. митрополит Киевский и всея Руси Алексий дважды посещал Золотую Орду (ханов Чанибека и Бердибека), проезжая через Самарский край. Будучи известным народным врачевателем, он был приглашен Чанибеком для лечения от куриной слепоты его жены Тайдуллы. После ее успешного излечения Алексий по дороге обратно посетил жившего у устья реки Самары монаха-отшельника. Посчитав местоположение окрестностей счастливым, он предрек существование большого города в этой местности с блистательной будущностью. Поэтому са-марцы почитают святого Алексия покровителем города.

На популярном караванном пути по Волге размещалось поселение Самар, отмеченное на итальянской карте в 1367 г.

Во 2-й половине XVI в. правительство России, занявшись "движением на Восток", стало создавать засечные черты из опорных крепостей на Средней Вол-ге. Крепость Самару основал в 1586 г. по указу царя Феодора Иоанновича для охраны границ по Волге от ногайской Орды князь Григорий Осипович Засекин, ставший 1-м самарским воеводой. Он в 1589 г. основал Царицын (совр. Волго-град) и в 1590 г. - Саратов. Воеводы до 1775 г. фактически являлись одновре-менно и военными, и гражданскими чиновниками, отвечавшими за управление крепостей или городов. Основной проблемой для них являлась бурная деятель-ность местных казачьих атаманов и кочевников - татар и ногаев. Им подчинялся гарнизон, являвшийся вначале центральным звеном поселения.

Сперва крепость располагалась на правом берегу реки Самарка. Позже ее территория распространилась и на левый берег реки Волга. Уже в 1606 г. Сама-ра получила порт на Волге и таможню.

"Бунташный" XVII век затронул и Самару. Атаман Степан Разин захватил Самару в 1670 г. и воевода Алфимов был утоплен восставшими.

В 1688 г. крепость Самара получила статус города, но гарнизон в ней ос-тался. Солдаты и чиновники в то время составляли подавляющее большинство его жителей. Небольшую часть горожан составляли торговцы и мещане. Их чис-ло начало понемногу расти.

Деревянная Самара много раз выгорала. Крупный пожар уничтожил поч-ти весь город в 1703 г. С ростом города сила и количество пожаров также уве-личивались. Появилась и стала бороться с ними пожарная служба. Частью про-тивопожарной политики стало создание каменных домов.

Между 1708 и 1719 гг. Самара входила в организованную указом импера-тора Петра I в 1708 г. Казанскую губернию. В 1719-1745 гг. город возглавлял уезд Астраханской губернии. Этот период характерен созданием системы ло-кальных крепостей вокруг Самары. В 1745-1773 гг. Самарский уезд снова при-надлежал Казанской губернии.

В 1773 г. отряд Емельяна Пугачева появился у самарских стен. Самарский комендант (к которому перешла власть воеводы) Балахонцев, памятуя, видимо, о судьбе своего предшественника Алфимова, бежал из города. Когда силы царской армии отбили у пугачевцев Самару, коменданта разжаловали.

В 1773-1780 гг. Самара была захолустным городом Ставропольского уезда Оренбургской губернии. Ставрополь (совр. Тольятти) в то время был крупнее Самары. В 1780 г. был создан уезд во главе с Самарой, до 1851 г. входивший в Симбирскую губернию.

К середине XIX в. Самару стали застраивать каменными домами, появи-лись и места для отдыха горожан. Самым крупным и красивым парком считался Струковский сад (совр. парк им. М. Горького), функционировавший с 1849 г. Он стал самым большим и наиболее известным городским парком Поволжья, в ко-тором до революции продавали мороженое, известное своим замечательным вкусом на всю Волгу. Сад был назван в честь создателя, генерала Григория Ни-каноровича Струкова. Также был широко известен Малоканский сад. В окрест-ностях города располагались именитые курорты: "дачи", кумысолечебницы и минеральные воды. Кумысолечебница Н.В. Постникова стала 1-й в России.

1 января 1851 г. Самара стала главным городом новой губернии, состо-явшей из 7-ми левобережных уездов (Самарский и Ставропольский из Симбир-ской губернии, Николаевский и Новоузенский из Саратовской губернии, Бузу-лукский, Бугурусланский и Бугульминский из Оренбургской губернии). Возглав-лять губернию и организовывать в ней правопорядок предстояло губернаторам. До 1917 г. этот пост занимали 20 человек. Самару до 1917 г. возглавляли изби-равшиеся населением городские головы.

Интеллектуальная жизнь Самары была достаточно насыщенной для рядо-вого провинциального российского города. Имелось несколько газет и типогра-фий. В 1852 г. появилась 1-я газета "Самарские губернские ведомости". Всего в разное время до 1917 г. выходило свыше 20 газет, ряд журналов. В городе было большое количество школ, гимназий, училищ и частных учебных заведений, планировали создание Политехнического института и университета.

В Самаре при активном содействии городского головы П.В. Алабина в 1886 г. появился музей. При городском голове П.А. Арапове художник-любитель К.П. Головкин в нем основал художественный отдел в 1897 г. В 1937 г. город-ской музей разделил свою коллекцию на 2 самостоятельных музея: краеведче-ский и художественный. В Самаре значительно количество ведомственных му-зеев (ГУВД, ГУИН, железной дороги, УФСБ, многие другие).

Центральный корпус краеведческого музея сейчас - в бывшем мемориале В.И. Ульянова (Ленина), в 1889-1893 гг. работавшего помощником присяжного поверенного в самарском окружном суде. В Самаре действовали революцион-ные кружки и жило немало революционеров, в том числе известных. Ленин-ский мемориал и был задуман как памятник деятельности Ленина и октябрьским событиям 1917 г. в Самаре.

Из литературных музеев в Самаре - мемориальный музей Алексея Тол-стого, жившего и работавшего в нашем городе. Один из новых - музей граждан-ской обороны "Бункер Сталина". Бункер создали в годы Великой Отечественной войны как бомбоубежище на случай возможной защиты Сталина во время авиа-налетов. К счастью, бункер по прямому назначению не понадобился. Военным характером обладает и музей ПриВО. Дополняют комплекс самарских музеев картинные галереи, появившиеся в городе в конце XX в

Самара вытянута вдоль левого берега Волги приблизительно на 18 км. Извозчики были дороги и обслуживали далеко не всех самарцев. В 1890 г. для упрощения перемещений по городу создана конка (конно-железная дорога). В 1915 г. конку заменил трамвай (1-й в России, полностью построенный из отече-ственным материалов), что стало таким же революционным событием XX в. для города, каким может считаться лишь начало эксплуатации авиации в 1920-х гг., городских автобусов в 1933 г., такси в 1938 г., троллейбусов в 1942 г. и открытие в 1987 г. первых 4-х станций метро.

Самара - крупный транспортный центр на пересечении железнодорож-ных, шоссейных и речных путей. В ней пересекаются многие из магистральных маршрутов: железные дороги Москва - Сибирь, Москва - Кавказ, Урал - Юг и речные (по Волге) до Каспийского моря. Самарскую железнодорожную станцию открыли в 1876 г., благодаря чему в губернии заработали несколько частных и акционерная Самаро-Златоустовская железная дорога, ставшие элементами ма-гистрального пути Санкт-Петербург - Владивосток. Однако, летом речные пере-возки превосходили железнодорожные по своим показателям.

Пересечение в городе железнодорожных и речных сообщений привело к постройке железнодорожного моста имени императора Александра II (был от-крыт в день его рождения) в 1880 г. недалеко от Самары, у Сызрани. Длина мос-та равнялась приблизительно двум километрам. В то время он был одним из самых длинных в Европе.

Пароход "Волга" стал первым, посетившим Самару в 1846 г. После этого появилось множество частных речных пароходных компаний, таких как Обще-ство пароходства "По Волге", "Кавказъ и Меркурiй", "Самолетъ". Несколько ты-сяч речных пароходов (буксирных, специальных, пассажирских, товаро-пассажирских и нефтеналивных) работали на Волге. Множество волжских путе-шественников посетили Самару. Тарас Григорьевич Шевченко, проплывая через Самару в 1857 г., назвал ее крупнейшей хлебной пристанью на Волге, а также "Новым Орлеаном".

Были и другие сравнения. Город напоминал американский Чикаго того времени, поэтому Самару часто называли еще и "Русский Чикаго". Торговля пшеницей была одной из основных доходных статей самарских торговцев в XIX в. Старая Полицейская площадь была переименована горожанами в Хлебную, сохранив это название до сих пор. В городе в 1870-х - 1890-х гг. построили не-сколько паровых мельниц. Одна из них сейчас - корпус педагогического универ-ситета.

А вообще Самара с XIX в. считалась одним из важнейших купеческих го-родов России. В ней работали филиалы государственного и всех крупнейших российских банков (Волго-Камского, Азовско-Донского, Русско-Азиатского, Рус-ского для внешних сношений, Русского торгово-промышленного и Купеческого), общества взаимного кредитования и взаимопомоществования, сберкассы и бир-жа. 1-й городской общественный банк начал работать в 1852 г.

Самара была крупным религиозным центром. В 1901 в Самарской губер-нии насчитывались 891 церковь, 7 мужских и 10 женских монастырей. С 1851 г. все православные структуры подчинялись Самарской епархии. В самом городе были десятки православных церквей.

Но в городе на Волге жили не только православные, но и католики, му-сульмане, иудеи, евангелисты и другие, поэтому для них были построены и не-православные культовые постройки. Так, немецкую лютеранскую кирху Святого Георга построили в 1865-1875 гг. на деньги русского купца Е.Н. Аннаева. Като-лический польский костел возвели по проекту архитектора Ф.О. Богдановича в 1906 г. Синагогу (входившую в десяток лучших мира), построенную по проекту архитектора З.В. Клейнермана и вмещавшую 1 000 человек, открыли 12 августа 1908 г. Одна мечеть была построена в 1856 г., другая - в 1912 г. Сейчас обе ме-чети не существуют. В 1998 г. завершили строительство новой мечети с минаре-том, ставшей центром мусульман Поволжья.

Николаевский мужской и Иверской Божьей матери женский монастыри появились в Самаре в XIX в. Около 700 могил вместило в себя кладбище жен-ского монастыря, в том числе семью П.В. Алабина. Монашки женского мона-стыря вышили в 1877 г. Самарское знамя, ставшее основой современного флага Самарской области. Оба монастыря разрушены при советской власти. Та же участь постигла некоторые монастыри в Самарской губернии на р. Иргиз, кото-рые были раскольническими скитами. Только в конце XX в. началось успешное восстановление женского монастыря иконы Иверской божьей матери.

Раскольники, сторонники опального протопопа Аввакума, часто селились на Волге, оставив след в истории Самары и Поволжья ввиду того, что русское правительство староверов преследовало, а Поволжье было достаточно удален-ным от центра местом.

Самая крупная православная культовая постройка Самары - Кафедраль-ный собор на 2 500 человек, спроектированный архитектором Э.И. Жибером. Его построили в 1866-1894 гг. на Кафедральной площади (совр. пл. Куйбышева). Император Александр II, посещая Самару в 1871 г., лично положил краеуголь-ный камень в стену строившегося собора. Его сыновья Александр (позже импе-ратор Александр III) и Великий Князь Владимир, прибывшие в месте с ним, также заложили в стену свои камни. Интерес Александра II к собору вполне объ-ясним - строительство главного храма города началось в честь его спасения от неудачного террористического акта в 1866 г., когда Д. Каракозов пытался за-стрелить государя. Собор разрушили в 1935 г., а на его месте построили Дворец Культуры, вместивший ныне театр оперы и балета.

Александра II (Царя-Освободителя) очень любили в Самаре. До револю-ционных событий 1917 г. на Алексеевской (совр. Революции) площади стоял посвященный ему памятник (на 4-х сторонах постамента были отражены ба-рельефами основные заслуги императора перед Россией). В ходе революции постамент памятника сменил "ношу": место императора занял В.И. Ульянов (Ленин), а с постамента убрали фигуры и барельефы с российской государствен-ной символикой.

В современной Самаре несколько театров. Самый старый из них - соз-данный еще до революции театр Драмы (в здании, построенном в 1884 г. по проекту архитектора М.Н. Чичагова). Театр формирует Театральную площадь с памятником В.И. Чапаеву. Современная филармония размещается в здании, в котором до революции располагался театр-цирк "Олимп". Его перестроенное и осовремененное здание сохранило на своем фасаде подлинные барельефы, пе-ренесенные по идее архитектора Храмова со старого фасада.

К началу XX в. Самара стала одним из самых крупных торговых центров на Волге. Город разрастался невероятно быстро. Предсказанное Самаре большое будущее было таким близким, осязаемым, но... В 1905-1907 гг. город стал участ-ником революционных событий, в ходе которых были убиты эсерами-террористами губернатор И.Л. Блок и шеф жандармов, полковник Бобров. Нико-гда более город не был таким тихим и дружелюбным, как до того. В 1914 г. на-чалась первая мировая война. Усугубившие ее последствия революция 1917-1929 гг. и гражданская война еще больше затруднили развитие города.

В июне-октябре 1918 г. Самара оказалась ареной жестоких боев спрово-цированного центром восстания Чехословацкого корпуса. Самара стала столи-цей Российской республики (впервые в истории - 2-я столица России), которую возглавил КомУЧ (Комитет бывших членов Учредительного Собрания). Еще одним фрагментом гражданской войны стала Чапанная война, развернутая кре-стьянами губернии и окончившаяся их поражением.

В 1921 г. Самара стала одним из центров страшного голода, обрушивше-гося на Поволжье. Миллионы смертей ознаменовали начало Новой Экономиче-ской Политики (НЭП, 1921-1929 гг.) в волжских городах.

Самарский край стал одним из участников реформ Сталина 1930-х гг. - индустриализации, коллективизации и культурной революции. Самару в 1935 г. переименовали в честь революционера Валериана Владимировича Куйбышева, провозгласившего в 1917 г. в Самаре советскую власть и одним из первых воз-главившего губернию. В 1928-1936 гг. Самара являлась столицей огромного Средне-Волжского края, составленного из прежних Самарской, Ульяновской, Пензенской и Оренбургской областей.

Образованный в 1934 г. ГУЛаг был представлен в Самаре (Куйбышеве) сначала СамарЛагом, с 1939 г. - БезымянЛагом. В городе несколько мест массо-вых захоронений жертв сталинских репрессий.

В ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Куйбышев с 15 ок-тября 1941 г. по 1942 г. снова стал "второй столицей", уже - СССР. В городе разместили правительство, силовые структуры, большое количество эвакуиро-ванных заводов и все иностранные посольства. Сотрудники музея "бункер Ста-лина", считают, что визит Сталина в Куйбышев был в действительности. Из эвакуированных заводов сформировался мощнейший Куйбышевский авиаком-плекс, выпускавший истребители МиГи-3 и известные штурмовики Ил-2 ("чер-ная смерть"). Один из них застыл на постаменте на кольце проспекта Кирова и Московского шоссе.

В наше время от В.В. Куйбышева остались только название центральных улицы и площади города с памятником ему скульптора М.Г. Манизера. 2-я по значимости площадь города - Самарская площадь. Там горит Вечный огонь, по-священный участникам Великой Отечественной войны и размещается памятник работникам куйбышевской авиакосмической промышленности.

Самара - город индустриальный. Ряд промышленных предприятий соз-дали еще до революции: Жигулевский пивзавод А.Ф. фон-Вакано (1881), лике-ро-водочный завод (1894, совр. АО "Родник"), Трубочный завод (1911, совр. завод им. Масленникова). Большинство фабрик и заводов возникли уже в совет-ское время. Некоторые из них эвакуировали в Куйбышев во время Великой Оте-чественной войны из городов, ставших добычей фашистов: 1-й и 4-й ГПЗ, авиа-заводы "Прогресс", им. Фрунзе. Фабрики перевозили с рабочими, потому чис-ленность горожан во время войны значительно возросла. Так как заводы были в основном военными, Куйбышев после войны стал закрытым городом.

В 1958 г. для удовлетворения быстро растущих потребностей города (преимущественно силами заключенных и сотрудников КунеевЛага) построена новая ГЭС им. Ленина. К сожалению, создание "искусственного моря" перед ГЭС привело к затоплению значительных территорий и вообще к изменению географической среды региона, в том числе и Волги рядом с городом.

12 апреля 1961 г. 1-й космонавт Земли Ю.А. Гагарин совершил космиче-ский полет на корабле "Восток", выведенный в космос ракетой-носителем "Р-7", на 2/3 созданной в Самаре. После полета в 127 минут, Гагарин приземлился юго-западнее г. Энгельс (Саратовская область), на самолете "Ил-14" прибыл в Куйбышев, где некоторое время отдыхал на одной из обкомовских дач на берегу Волги. 13 апреля 1961 г. с участием его и под председательством С.П. Королева состоялась собрание ученых и специалистов, вечером того же дня - встреча с делегацией трудящихся и общественности Куйбышевской области.

В 1967 г. трагически погиб студент куйбышевского авиационного инсти-тута Валерий Грушин. Он был исполнителем туристических песен и выступал в трио "Поющие бобры". В том же году был создан Клуб Валерия Грушина, кото-рый уже много лет организует ежегодный песенный фестиваль, собирающий возле Самары (на Мастрюковских озерах) на первые выходные июля ежегодно десятки тысяч любителей авторской песни.

В 1990-1991 гг. успешно прошел процесс возвращения городу Куйбышеву его истинного имени - Самара. Сейчас Самара является крупным промышлен-ным и торговым центром с населением около 1 150 000 человек.

По материалам статьи Глеба Алексушина
[личная страница автора]